Практика управления «метакомпетенциями» через призму теории систем
Аннотация
Автор поднимает вопросы, связанные с работой с метакомпетенциями в фокусе теорий систем и организаций. В статье предлагается сопоставление понятий «сложность» и «комплексность» для применения «твердых» и «мягких» навыков в новых реалиях, когда происходят глобальные преобразования и необходимо предлагать альтернативы в работе с компетенциями в условиях мультиполярности. Правильная работа с метакомпетенциями является стратегической темой. Эту связь автор показывает на взаимодействии «инструментов мышления» в работе организации с семи аспектами социальных систем, которыми в успешных компаниях занимается топ-менеджмент, а не отделы по работе с персоналом (HR). Материал построен на основе рабочих методик, которые применяются в проектах трансформации в международных и российских компаниях, в контексте международного бизнеса. В конце статьи представлена технология системного управления шестью группами метакомпетенций по авторской методике.
Об авторе
Ш. КаххаровГермания
Шавкатжон Каххаров - предприниматель, управляющий партнер немецко-российской ГК ATG-CNT Consult (Гамбург-Вена-Москва-Астана), доцент, преподаватель программ Executive MBA и MBA в ведущих бизнес-школах, эксперт в области системного организационного консалтинга, кросс-культурного менеджмента, создания и продвижения новых продуктов и проектов
Список литературы
1. Luhmann N. Soziale Systeme: Grundriss einer allgemeinen Theorie Suhrkamp-Taschenbuch Wissenschaft. 1987. C 123-134.
2. Пономарёва Е.А., Ефимова Н.В. Теория Организации. Учебник для бакалавриата. М.: МГИМО-Университет. 2023. С. 77-85.
3. Нетология. Cynefin Framework (Модель Кэневин). [Электронный ресурс]. URL: https://netology.ru/glossariy/cynefin-framework-model-kenevin (дата доступа: 11.12.23).
4. Baecker D., Luhmann N. Einführung in die Systemtheorie. 2002. С. 33-56.
5. Luhmann N. Soziale Systeme: Grundriss einer allgemeinen Theorie Suhrkamp-Taschenbuch Wissenschaft. 1987. C 123-134.
6. Pflaeging N., Organisation fuer Komplexitaet, BoD Verlag, Norderstedt. 2013. C. 102-145.
7. Koenig E., Volmer G., Handbuch Systemische Organisationsberatung, Beltz Verlag, Weinheim/Basel. 2008. C. 28-29.
8. Ульрих Г. Компания, как продуктивная социальная система. 1968. С. 136-138.
9. Probst, G.J.B./Gomez, P., Vernetztes Denken, Gabler-Verlag, Wiesbaden. 1991. C. 3-39.
10. Malik, F, Systemisches Management, Evolution, Selbstorganisation. Haupt-Verlag, Bern. 2000. C. 176.
11. Kirsch, W., Wegweiser zur Konstruktion einer evolutionaeren Theorie der strategischen Fuehrung, Kirsch. Herrsching. 1997. C. 7.
12. Horster D., Luhmann N. Soziale Systeme, De Gruyter Akademie Forschung. 2013. С. 98-116.
13. Сенге П. М., Пятая дисциплина. Искусство и практика. ОлимпБизнес. 2009. C. 71-73.
14. Bateson, G., Geist und Natur, Suhrkamp, Frankfurt a.M. 1995. C. 111-131
15. Вацлавик, П., Психология межличностных коммуникаций. Издательство «Речь». 2000. C. 34-46.
16. Каххаров Ш. Надпрофессиональные компетенции и управление ими. Организационная психология. 2014. Т. 4. [Электронный ресурс]. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2014-4-4/140464635.html (дата доступа: 12.12.23).
17. Каххаров Ш. На пути в мировое хозяйство, юбилейный сборник «ВШМБ-25 лет», выпуск XI. Издательство «Граница». 2013. С. 148-166.
18. Кокатюхина О.В. Зачем педагогу развивать метакомпетенции // Молодой ученый. 2020. №15 (305). С. 48-50. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/305/68702/ (дата доступа: 15.12.23).
19. Навыки будущего для 2020-х. Новая Надежда. Доклад GEF & WorldSkills Russia. [Электронный ресурс]. URL: https://futureskills2020s.com/ru (дата доступа: 19.12.23).
20. Сергоманов П.А, Байбурин Р.Ф. Почему мягкие навыки? Идентификация, измерение и оценка. М.: Академическая лаборатория. 2023. С. 63 - 71.
21. Neumeier M. Metaskills: Five Talents for the Robotic Age, Neumeier. C. 201-210.
22. РИА Новости. Выступление Германа Грефа на XXIII международном конгрессе высших органов финансового контроля ИНТОСАИ. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190925/1559105008.html (дата доступа: 18.12.23).
23. Малиновский П.В. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий // Векторы развития российской науки. №3 (21). 2007. С. 22- 27.
24. Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания. Вестник Московского университета. 2014. Сер. 14. С. 87–102.
25. The Soft Skills Disconnect. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nationalsoftskills.org/the-soft-skills-disconnect/ (дата доступа: 14.12.23).
26. Kuhl J., Martens J-U. Die Kunst der Selbstmotivierung. Neue Erkenntnisse der Motivationsforschung praktisch nutzen. Verlag W. Kohlhammer. 2014. C. 45-61.
27. Eppler M. J., Mengis J. Management-Atlas, Management-Methoden für den Arbeitsalltag, Carl Hanser Verlag. 2011. C. 139-142.
28. Bünning F., Hortsch H. Kompetenz versus competence – Etymologische Untersuchung und Bedeutungsanalyse des Kompetenzbegriffs im Deutschen und im Englischen, [Электронный ресурс]. URL: https://journals.ub.ovgu.de/index.php/IPTB/article/view/2046 (дата доступа: 14.12.23).
29. Volker, H., Erpenbeck, J. Kompetenztraining. Schäffer-Poeschel Verlag, Stuttgart. 2009. С. 9.
30. Paschen M.,Wie veraenderen sich Menschen. ManagerSeminare. 75/2004. C. 70-76.
31. Sprenger R.K. Das Prinzip Selbstverantwortung. Wege zur Motivation, Campus Verlag. 2015. C. 20-26.
32. Koester G. Kurskorrekturen Ethik und Werte im Unternehmen, W. Bertelsmann Verlag. 2010. C. 145-164.
33. Каххаров Ш. Что такое «мягкие компетенции» и как их оценивать? [Электронный ресурс]. URL: https://atg-consult.com/upload/atgcntdokuments/SixMetacompetencesATG-CNT.pdf (дата доступа: 14.12.23).
Рецензия
Для цитирования:
Каххаров Ш. Практика управления «метакомпетенциями» через призму теории систем. Международный бизнес. 2023;(4 (6)):31-51.
For citation:
Kachcharov S. The practice of managing “metacompetencies” from the perspective of systems theory. International Business. 2023;(4 (6)):31-51.